Работа над ошибками


ПАМЯТКА “Работа над ошибками”:

1.     Ошибка в написании слова из словаря:
(Записать слово 3 раза правильно, поставить ударение, подчеркнуть место ошибки):
                      абзац     абзац    абзац

2. Ошибка при переносе слова:
  • Записать слово, разделить его на слоги и показать все случаи переноса.
             учитель, учи - тель

  • одну букву от корня нельзя отрывать; выделяем корень, показываем вертикальной чертой все случаи переноса, а потом расписываем все случаи
                               подкрасил    под - красил   подкра-сил
                               поставил  по - ставил   поста-вил

  • перенос слов с твёрдым разделительным знаком:
записываем слово; делим вертикальной чертой для переноса и показываем все случаи переноса:
                   разъяснения, разъ - яснение,  разъяс- нение,  разъясне - ние

  • перенос слова с разделительным Ь: показать правильный перенос, записать 2 слова на это правило и показать перенос слова (слог с разделительным Ь не разрывается);
          вью - га, раздо - лье, раз - долье, ве - селье, весе - лье
         
3. Имена собственные:
(записать слово правильно, подчеркнуть орфограмму + 2 примера на это правило, выделить  орфограмму.)
                        город Ставрополь,  село Красное, материк Австралия
                        улица Шпаковская, озеро Солёное, площадь Ленина
                        кошка Мурка, кот Мурзик, кролик Шустрик

4. Разделительный (предупредительным) Ь знак:
  • записать слово верно, выделить корень, подчеркнуть орфограмму + 2 слова на это правило, подчеркнуть орфограмму;
                     воробьи, соловьи, семья

5. Разделительный (предупредительный) Ъ знак
  • выписываем слово, выделяем, приставку и корень, подчёркиваем орфограмму; +  2 слова на это правило:
                               съёмка, разъяснения, объявление

6. Сочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ- ЩУ:
  • записать слово верно, поставить ударение, отметить орфограмму + 2 примера на это правило
                               ошИбка жИть снежИнка
           часовОй, крольчАта, щавЕль

7. Сочетания ЧК, ЧН, ЩН
  • записывается слово без ошибки, отмечается орфограмма +  2 слова на это правило; орфограмма выделяется во всех словах
                               ручной, овощной, дачный

8. Ь знак, обозначающий мягкость согласного:
  • записать слово правильно, подчеркнуть согласный с мягким знаком +  2 слова на это правило
                               мальчик, пальчик, больной

9. Буква безударного гласного в корне, проверяемая ударением
  • запиши проверочное слово (измени слово или подбери родственное так, чтобы гласный в корне был ударным), а потом проверяемое. Отметь орфограмму (корень, ударение, ударный и безударный гласный).
                                травка, травушка - травИнка;
                                 соль - солЁный, солОнка:
                                 корм - вЫкормил;

10. Парный согласный на конце или в середине слова
  • записать проверочное слово, а потом проверяемое; выделить корень, отметить орфограмму (ударение не ставится; 2 способа проверки; указываем любой один)
                               грибок, грибной - гриб
                                зубы, зубной - зубки

11. Буква удвоенного согласного в корне слова:
  • запиши слово верно 3 раза (написание запоминается; удвоенный согласный в корне)
                               класс класс класс
                                ванна ванна ванна

12. Буква удвоенного согласного на границе:
  • запиши слово; отметь корень, укажите удвоенный на границе + 2 примера на это правило:
                                весенний  осенний   ранний
                                 рассказ  оттенок    поддержать

13.  Буква непроизносимого согласного
  • запиши проверочное слово, затем проверяемое, выдели орфограмму
                           серДЕчко, серДЕчный - сеРДЦе
                           груСТЬ, грусТИт - груСТНый
  • слова с сочетаниями СН (нет непроизносимого согласного)
                            вкуСЕН - вкуСНый
                            опаСЕН - опаСНый
  • слова с непроверяемыми написаниями (из словаря); записать три раза, выделить орфограмму
                            леСТНица  леСТНица    леСТНица
                            чуВСТВо     чуВСТВо    чуВСТВо

14. Написание предлога со словами
  • выпиши слово с предлогом, укажи часть речи, подчеркни раздельное написание слов; вставь новое слово между словом и предлогом;
            из села; из (большого) села
            в космос;  в (далёкий) космос
  • (ПРЕДЛОГИ с глаголами не употребляются)

15. Родовые окончания имён прилагательных
  • выписываем пару слов (словосочетание) сущ + прил; от существительного задаём вопрос; ставим ударение; в вопросе выделяем окончание; в слове выделяем окончание; указываем грамматические признаки имени прилагательного;
                                 зеркало (какое?) чИстое - ед. ч., ср. р
                                 ленты (какие?) сИние - мн. ч

16. Написание слов с приставками
  • записать слово, выделить приставку + 2 примера с этой приставкой; (ПРЕДЛОГИ с глаголами не употребляются)
           переехал    перешёл    перемешал
            вырубка  выбежал  выбросил  

17. Ошибка в определении членов предложения
  • Записать предложение, верно определить члены предложения.























18. Ошибка в определении словосочетаний
  • записать верные словосочетания:  группа подлежащего; группа сказуемого; группа второстепенных членов предложения.



















19. Ошибка в разборе  предложения:
  • выполнить правильный разбор предложения (памятка здесь или в РТ (розовой) на первом форзаце):




















20. Ошибка в разборе слова по составу:
  • Выполни разбор слова по памятке; можно воспользоваться подсказкой

21. Повтор слов (изложение, рассказ….):
Работаем с 2 предложениями: первое записали в исходном виде, а во втором заменили повторяющееся слово и записали верно.
                  Старый воробей уселся на высокой ветке. Старый воробей   заметил ястреба.
                   Старый воробей уселся на высокой ветке. Он заметил ястреба. (хищную птицу).

22. Ошибка в определении части речи
  • выпиши слово, поставь в начальную форму, задай вопрос, определи часть речи и запиши

23. Знак препинания в конце предложения.
  • запиши предложение, укажи его характеристику по цели и интонации; поставь нужный знак и подчеркни его.
С кем вы идёте в кино? (Вопрос,, невоскл.)
Как красиво весной в лесу !  (Повеств.. воскл.)

24. Определение падежа имени сущестительного
  • прочитай предложение, выбери словосочетание (пару слов ; командир + существительное); от командира к имени существительному задай 2 вопроса; по вопросу и предлогу правильно определи падеж.

  • Помни: у существительных в именительном падеже предлогов не бывает; это существительное является подлежащим в предложении; существительное в предложном падеже употребляется только с предлогами

  • Дательный падеж употребляется только с двумя предлогами: К, ПО
спрятался (в ком? чём?) в кустах (П. п)
подошёл (к кому? чему?) к реке (Д. п)

  • Винительный и родительный падежи (2 склонение) - КОГО? словосочетание - ставим два вопроса; называем падеж
увидел (кого? что?) зайца - В. п
  • Винительный и родительный падежи (2 склонение) - КОГО? делаем подстановку (существительное 1 склонения; окончания ы (и) родительный падеж; у(ю) - винительный падеж:
увидел (лису - 1 скл у(ю) В. п.) зайца - 2 скл., В.п
избушка лесника  (лисы - 1 скл ы (и) Р. п) - 2 скл.. Р. п

25. Написание безударных окончаний имён существительных 1 склонения:
  • алгоритм 1  (ударение; склонение; проверочное слово (1 склонение) страна, земля; пишу окончание)
на странИц... кнИг…
(сущ. 1 скл, проверка земля, страна; на землЕ странЫ);
на странИце кнИги (1 скл)

  • алгоритм 2    (ударение; склонение; определяю падеж; вспоминаю окончание этого падежа, пишу окончание, отмечаю орфограмму)
на вЕтк... черЁмух…
(безударное окончание; 1 скл; падеж - (на чём? ком?) на ветке - П.п; (кого? чего?) черёмухи - Р.п; 1 скл - П. п. - Е; Р. п. - И; пишу окончания, отмечаю орфограмму)
на вЕтке (1 скл, П. п) черЁмухи (1 скл, Р. п)
по тропИнк... к рЕчк…
(безударное окончание; 1 скл; падеж - (по кому? чему?)- Д.п., (к кому? чему?) - Д. п; 1 скл - Д. п - окончание Е; пишу окончание, отмечаю орфограмму)
по тропИнке (1 скл.. Д.п)  к рЕчке (1 скл.. Д.п)