ПАМЯТКА “Работа над ошибками”:
1.
Ошибка в написании слова из словаря:
(Записать слово 3 раза правильно, поставить ударение, подчеркнуть место
ошибки):
абзац
абзац абзац
2. Ошибка при переносе слова:
- Записать
слово, разделить его на слоги и показать все случаи переноса.
учитель, учи - тель
- одну
букву от корня нельзя отрывать; выделяем корень, показываем вертикальной чертой
все случаи переноса, а потом расписываем все случаи
подкрасил
под - красил подкра-сил
поставил по - ставил поста-вил
- перенос
слов с твёрдым разделительным знаком:
записываем слово; делим вертикальной чертой для переноса и показываем все
случаи переноса:
разъяснения, разъ - яснение, разъяс- нение, разъясне - ние
- перенос
слова с разделительным Ь: показать правильный перенос, записать 2 слова на
это правило и показать перенос слова (слог с разделительным Ь не
разрывается);
вью - га, раздо - лье, раз - долье, ве - селье, весе -
лье
3. Имена собственные:
(записать слово правильно, подчеркнуть орфограмму + 2 примера на это
правило, выделить орфограмму.)
город Ставрополь, село
Красное, материк Австралия
улица
Шпаковская, озеро Солёное, площадь Ленина
кошка
Мурка, кот Мурзик, кролик Шустрик
4. Разделительный (предупредительным) Ь знак:
- записать
слово верно, выделить корень, подчеркнуть орфограмму + 2 слова на это
правило, подчеркнуть орфограмму;
воробьи, соловьи, семья
5. Разделительный (предупредительный) Ъ знак
- выписываем
слово, выделяем, приставку и корень, подчёркиваем орфограмму; + 2
слова на это правило:
съёмка, разъяснения, объявление
6. Сочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ- ЩУ:
- записать
слово верно, поставить ударение, отметить орфограмму + 2 примера на это
правило
ошИбка жИть снежИнка
часовОй, крольчАта, щавЕль
7. Сочетания ЧК, ЧН, ЩН
- записывается
слово без ошибки, отмечается орфограмма + 2 слова на это правило;
орфограмма выделяется во всех словах
ручной, овощной, дачный
8. Ь знак, обозначающий мягкость согласного:
- записать
слово правильно, подчеркнуть согласный с мягким знаком + 2 слова на
это правило
мальчик, пальчик, больной
9. Буква безударного гласного в корне, проверяемая ударением
- запиши проверочное
слово (измени слово или подбери родственное так, чтобы гласный в
корне был ударным), а потом проверяемое. Отметь орфограмму (корень,
ударение, ударный и безударный гласный).
травка, травушка - травИнка;
соль - солЁный, солОнка:
корм - вЫкормил;
10. Парный согласный на конце или в середине слова
- записать
проверочное слово, а потом проверяемое; выделить корень, отметить
орфограмму (ударение не ставится; 2 способа проверки; указываем любой
один)
грибок, грибной - гриб
зубы, зубной - зубки
11. Буква удвоенного согласного в корне слова:
- запиши
слово верно 3 раза (написание запоминается; удвоенный согласный в
корне)
класс класс класс
ванна ванна ванна
12. Буква удвоенного согласного на границе:
- запиши слово; отметь корень, укажите удвоенный на границе + 2 примера
на это правило:
весенний осенний ранний
рассказ оттенок
поддержать
13. Буква непроизносимого согласного
- запиши
проверочное слово, затем проверяемое, выдели орфограмму
серДЕчко,
серДЕчный - сеРДЦе
груСТЬ,
грусТИт - груСТНый
- слова с
сочетаниями СН (нет непроизносимого согласного)
вкуСЕН -
вкуСНый
опаСЕН
- опаСНый
- слова с
непроверяемыми написаниями (из словаря); записать три раза, выделить
орфограмму
леСТНица
леСТНица леСТНица
чуВСТВо
чуВСТВо чуВСТВо
14. Написание предлога со словами
- выпиши слово с предлогом, укажи часть речи, подчеркни раздельное
написание слов; вставь новое слово между словом и предлогом;
из села; из (большого) села
в космос; в (далёкий) космос
- (ПРЕДЛОГИ
с глаголами не употребляются)
15. Родовые окончания имён прилагательных
- выписываем
пару слов (словосочетание) сущ + прил; от существительного задаём
вопрос; ставим ударение; в вопросе выделяем окончание; в слове выделяем
окончание; указываем грамматические признаки имени прилагательного;
зеркало
(какое?) чИстое - ед. ч., ср. р
ленты
(какие?) сИние - мн. ч
16. Написание слов с приставками
- записать
слово, выделить приставку + 2 примера с этой приставкой; (ПРЕДЛОГИ с
глаголами не употребляются)
переехал
перешёл перемешал
вырубка выбежал выбросил
17. Ошибка в определении членов предложения
- Записать
предложение, верно определить члены предложения.
18. Ошибка в определении словосочетаний
- записать
верные словосочетания: группа подлежащего; группа
сказуемого; группа второстепенных членов предложения.
19. Ошибка в разборе предложения:
- выполнить
правильный разбор предложения (памятка здесь или в РТ (розовой) на первом
форзаце):
20. Ошибка в разборе слова по составу:
- Выполни
разбор слова по памятке; можно воспользоваться подсказкой
21. Повтор слов (изложение, рассказ….):
Работаем с 2 предложениями: первое записали в исходном виде, а во втором
заменили повторяющееся слово и записали верно.
Старый воробей уселся на высокой
ветке. Старый воробей заметил ястреба.
Старый
воробей уселся на высокой ветке. Он заметил
ястреба. (хищную птицу).
22. Ошибка в определении части речи
- выпиши
слово, поставь в начальную форму, задай вопрос, определи часть речи и
запиши
23. Знак препинания в конце предложения.
- запиши
предложение, укажи его характеристику по цели и интонации; поставь нужный
знак и подчеркни его.
С кем вы идёте в кино? (Вопрос,, невоскл.)
Как красиво весной в лесу ! (Повеств.. воскл.)
24. Определение падежа имени сущестительного
- прочитай
предложение, выбери словосочетание (пару слов ; командир +
существительное); от командира к имени существительному задай 2 вопроса;
по вопросу и предлогу правильно определи падеж.
- Помни: у существительных в именительном падеже предлогов
не бывает; это существительное является подлежащим в предложении;
существительное в предложном падеже употребляется только с
предлогами
- Дательный падеж употребляется только с двумя
предлогами: К, ПО
спрятался (в ком? чём?) в кустах (П. п)
подошёл (к кому? чему?) к реке (Д. п)
- Винительный и родительный падежи (2 склонение) - КОГО?
словосочетание - ставим два вопроса; называем падеж
увидел (кого? что?) зайца - В. п
- Винительный и родительный падежи (2 склонение) - КОГО? делаем
подстановку (существительное 1 склонения; окончания ы (и) родительный
падеж; у(ю) - винительный падеж:
увидел (лису - 1 скл у(ю) В. п.) зайца - 2 скл., В.п
избушка лесника (лисы - 1 скл ы (и) Р. п) - 2 скл.. Р. п
25. Написание безударных окончаний имён существительных 1 склонения:
- алгоритм 1 (ударение; склонение;
проверочное слово (1 склонение) страна, земля; пишу окончание)
на странИц... кнИг…
(сущ. 1 скл, проверка земля, страна;
на землЕ странЫ);
на странИце кнИги (1 скл)
- алгоритм 2 (ударение; склонение; определяю
падеж; вспоминаю окончание этого падежа, пишу окончание, отмечаю
орфограмму)
на вЕтк... черЁмух…
(безударное окончание; 1 скл; падеж - (на
чём? ком?) на ветке - П.п; (кого? чего?) черёмухи - Р.п; 1 скл - П. п. - Е; Р. п. - И; пишу окончания,
отмечаю орфограмму)
на вЕтке (1 скл, П. п) черЁмухи (1 скл, Р. п)
по тропИнк... к рЕчк…
(безударное окончание; 1 скл; падеж - (по
кому? чему?)- Д.п., (к кому? чему?) - Д. п; 1 скл - Д. п - окончание Е; пишу окончание,
отмечаю орфограмму)
по тропИнке (1 скл.. Д.п) к рЕчке (1 скл.. Д.п)